Паника.Транслайн.Ру - сайт про панические атаки - Научные статьи
OZON.ru
 
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
 


КАК НАУЧИТЬСЯ МЕНЬШЕ ДУМАТЬ

материал с сайта http://centrnevrozov.narod.ru

 

Одним из наиболее распространенных советов является совет «не думай». «Не думай об этом», «выкини из головы» и прочие подобные рекомендации, несомненно, помогли бы нам чувствовать себя иначе, если бы наш мозг быстро и беспрекословно подчинялся столь простым инструкциям. Но, к сожалению, подобные высказывания не содержат в себе рецепта, указывающего как конкретно надо поступать, что конкретно сделать, что бы сократить неотступный поток навязчивых мыслей. Сегодня мы можем заняться восполнением этого пробела. Помимо возможности более полноценной регуляции деятельности своего сознания, дополнительным эффектом этого упражнения является возможность научиться засыпать в любое время и в любом месте по собственному желанию.

Но прежде чем перейти к технической процедуре выполнения этого упражнения необходимо сделать некоторые разъяснения теоретического характера, для более точного понимания механизма осуществляющего эффекты данной методики.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые доминируют в сознании – то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимает восприятие. Это можно сравнить с бюджетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно (при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше. Так же и в организме: если мы о чем-то глубоко задумались, то восприятие существенно сокращает свое представительство в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то глубоко задумывались. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать некоторые посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собственного тела. Иногда, остановив свой взгляд на одной «точке» мы перестаем замечать многое происходящее вокруг нас, а порой не видим и самой «точки», несмотря на то, что наши глаза могут быть по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» краткого превосходства. Например, когда вы услышали очаровавшую вас мелодию, или вашим глазам открылся потрясающий вид природы, ваше внимание привлек к себе красивейший закат солнца, или вы медленно погрузились в теплую ванну, почувствовав плавное расслабление своего тела. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная информация, то есть воспринятое вашими органами чувств, проще говоря – восприятие.

Отсюда следует один очень важный вывод, который лежит в основе нашего упражнения. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, насколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия.

Приведу пример того, как этот психофизиологический закон срабатывает в повседневной жизни. Заодно это будет пример того, как незнание функционирования собственной психики оборачивается значительными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперстки». Её технические исполнители, чаще всего бойкие молодые люди, которых мы и по сей день можем встречать на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психофизиологических механизмах, которыми они пользуются. Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, научно проанализируем, что происходит в процессе подобной игры, что бы понять, почему же порой неглупые и рачительные люди добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями, несмотря на интеллект, совершают явно необдуманные поступки.

С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом – с помощью восприятия – т.е. с помощью органов чувств. Наглядным примером органа чувств может выступать орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрусталиком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно) приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая в свою очередь формирует нервный импульс. Поток импульсации от всех клеток сетчатки устремляется по нервным проводниковым путям в затылочную область коры головного мозга, где и подвергается «анализу». Отсюда можно выделить «рецепторы» - то, что воспринимает информацию, «проводниковые пути» – то, посредством чего эта информация транспортируется, и «анализаторы» - то, где полученная информация подвергается обработке и анализу.

«Загрузка» восприятия осуществляется с помощью процедуры «игры в наперстки». После того, как человек принял участие в игре, подчиняясь разжигаемой аферистами эмоции азарта и ощущения возможного легкого выигрыша, начинает работать психофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь, активно начинает эксплуатироваться визуальный канал восприятия, наиболее значимый у большинства людей. Порядка 70-80% сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», сознательно направляется на отслеживание перемещения наперстков (стаканов, карт и других используемых предметов). Одновременно с этим идет активное задействование аудиального канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», могут вспомнить, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем, на первый взгляд, эти слова – какой-то «детски лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающей» его еще на 15-20%. И, чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осязание, проприоцептивная рецепция, температурная чувствительность и т.д.). Человек итак по-прежнему ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и прочие подобные ощущения. Чтобы усилить поток информации идущий от тела, существует «группа поддержки» - несколько человек, которые активно крутиться, толкаются и трутся в прямом смысле этих слов вокруг «жертвы» этих манипуляций. В итоге количество сенсорной информации переходит в качество - хоть вешай табличку «все ушли на фронт» - в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор расставаться ли с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженная сенсорной информацией голова, действует необдуманно во всех смыслах слова, подчиняясь по инерции эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не имеет существенного значения, поскольку задействовать осознанное мышление весьма проблематично.

Это был пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов, при манипулятивном воздействии извне. При осознанном самостоятельном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем добиться реализации совета «меньше думать».

Обсуждаемый нами психофизиологический механизм представляет собой научные основы медитации. В основе большинства медитативных практик лежит процесс созерцания. Созерцание же, используя научную терминологию, является безоценочным (дескриптивным) восприятием. Индус, сидящий в позе лотоса и смотрящий на одноименный цветок, занят именно восприятием данного цветка, а не оценкой его красоты или необычности формы. Именно привычка европейцев, и других представителей западной цивилизации, обдумывать и оценивать воспринятое, почти автоматически, чаще всего мешает им овладеть медитацией. Конечно, культурно-историческое наследие с самого детства формирует у жителя востока особое отношение к восприятию. Так, например, «наш человек», если он не имеет специальных знаний и подготовки, находясь в Японии в дзен-будистском «саду камней», будет в первую очередь думать, что это за камни и зачем они здесь так расставлены. Рациональная позиция представителя западной цивилизации, толкает его, в силу сложившегося стереотипа, к обдумыванию всего и всюду. «Мысленная жвачка» - привычка постоянно о чем-нибудь думать вырабатывается с самого детства и постоянно стимулируется в последующем. И уже не важно, полезно ли нам думать в этот момент или даже во вред, мысли продолжают крутиться в сознании неотступным потоком.

Традиционно принято считать, что текущая вода и языки пламени успокаивают смотрящего на них. Попробуйте на собственном опыте проверить эти утверждения. Выйдите на берег реки или моря и посмотрите на волны. Волны успокоят вас только в одном случае – если у вас нет не одной претензии ни к одной из волн, если вы готовы принять их все такими, какие они есть, не оценивая их, а лишь безучастно наблюдая за ними.

Оценка выводит сознание из безучастного состояния, из состояния равновесия и стабильности, и провоцирует эмоциональный отклик. Положительными будут спровоцированные оценкой эмоции или отрицательными, они в любом случае выведут сознания из состояния баланса и стабильности.

Вы можете заснуть у включенного телевизора, и не спать, едва слыша его отзвуки за стенкой. Стук колес поезда многих убаюкивает, но такой же ритмичный стук соседей в стенку вряд ли вас усыпит. Дело в том, что подспудно доминирует определенная оценка: колесам стучать можно, это даже хорошо – значит, мы не стоим, а, следовательно, не опаздываем, а вот стучать ночью соседям «абсолютно недопустимо».

К дыханию надо отнестись как к объекту восприятия. Три параметра позволят нам как якорями «зацепиться» за восприятие. Эти параметры: движение грудной клетки, прохождение воздуха через воздухоносные пути и звук дыхания.

В течение 5-10 минут сосредоточьте все свое сознательное внимание на этих трех параметрах. Отслеживайте их, но не оценивайте свое дыхание!

Первоначально посторонние звуки, не относящиеся напрямую к дыханию телесные ощущения (например, собственное сердцебиение), а главное мысли – будут отвлекать вас ежесекундно, и, соответственно, сбивать с необходимого варианта сосредоточения внимания на восприятии. Однако не сдавайтесь! Если вы будете терпеливы и последовательны, то через определенное время ваши усилия из количества перейдут в качество. Между отвлечениями появятся промежутки спокойного состояния, некоего равновесия и гармоничного баланса. Сначала на одну секунду, затем через какое-то время на две, три, пять секунд вы сможете оставаться в этом состоянии. Через полтора – два месяца регулярных занятий вы сможете достигать этого состояния произвольно и без больших усилий (лишь сосредоточившись на процедуре выполнения упражнения). Но регулярность применения этого упражнения необходимая «плата» для формирования прочного и качественного навыка по его использованию. Это упражнение необходимо делать минимум 4 – 5 раз в день по 5 – 10 минут в течение первых двух месяцев.

Правильность выполнения одного подхода вы вполне сможете определить самостоятельно, оценивая его по конечному результату. Если вам удалось успокоиться и расслабиться, или же погрузиться в дремоту, значит, этот подход вы засчитываете, если нет, то продолжаете снова, с учетом сделанных ошибок. Поэтому первые подходы могут занять не 5 – 10 минут, а даже час и более. Но не огорчайтесь, с последующими выполненными подходами время на достижение успокоения будет сокращаться.

Дмитрий Ковпак

обсудить


created by Seamny (c) 2003

Rambler's Top100панические атаки
Используются технологии uCoz