ПАУЛО КОЭЛЬО
"Вероника решает умереть"
(глава из книги)
У Мари никогда не возникало мыслей о самоубийстве.
Наоборот, когда пять лет назад в том же кинотеатре, где она была сегодня,
ее просто потряс фильм об ужасающей нищете в Сальвадоре, она впервые
задумалась о том, какой бесценный дар - ее собственная жизнь. Теперь,
когда дети уже повзрослели и определились в профессиональном отношении,
она решила бросить бесконечно скучную службу адвоката и посвятить остаток
своих дней работе в гуманитарной организации. В стране изо дня в день
ширились слухи о предстоящей гражданской войне, но Мари в это не верила:
Европейское Сообщество ни за что бы не позволило разразиться новой войне
у самого своего порога.
На другом же краю мира трагедий было хоть отбавляй. И среди этих трагедий
был Сальвадор, где дети голодали на улицах и были вынуждены заниматься
проституцией.
- Какой ужас, - сказала она мужу, сидевшему рядом в кресле.
Он кивнул в знак согласия.
Мари давно уже собиралась поговорить с ним, и сейчас, похоже, был подходящий
момент.
Ведь у них уже было все, чего только можно пожелать от жизни: образование,
прекрасный дом, высокооплачиваемая работа, замечательные дети. Почему
бы теперь не сделать что-нибудь ради ближнего? У Мари были связи в Красном
Кресте, и она знала, что во многих уголках мира крайне необходима помощь
добровольцев.
Она так устала бороться с бюрократами и судебными исками, не имея возможности
помочь людям, которые нередко тратили годы своей жизни на решение проблем,
не ими созданных. Работа же в Красном Кресте приносила бы непосредственные
и зримые результаты.
Она решила, что после киносеанса сразу же пригласит мужа в кафе и там
обсудит с ним эту идею.
На экране показывали какого-то сальвадорского правительственного чиновника,
который с самым смиренным видом каялся в допущенной им оплошности, и
вдруг Мари почувствовала, что сердце колотится как сумасшедшее.
Она тотчас сказала себе: ничего страшного. Наверное, ей просто стало
душно от спертого воздуха в зрительном зале. Если не станет лучше, можно
выйти отдышаться в вестибюль.
Но новости на экране шли своим чередом, а сердце колотилось все сильнее
и сильнее, и тело покрылось холодным потом.
Теперь она по-настоящему испугалась и попыталась сосредоточиться на
фильме, стараясь отогнать страх. Однако следить за происходящим на экране
было все труднее. Мелькали кадры, и Мари казалось, что она вошла в совершенно
иную реальность, где все чуждо, нелепо, неуместно, - в мир, где она
никогда ранее не бывала.
- Мне плохо, - сказала она мужу.
Она с трудом решилась-таки произнести эти слова - ведь это означало
признать, что с нею в самом деле что-то не в порядке. Но тянуть она
больше не могла.
- Наверное, надо выйти, - ответил муж. - Ну-ка, идем.
Помогая Мари подняться, он обнаружил, что ее рука холодна как лед.
- Я не смогу добраться до выхода. Пожалуйста, скажи, что со мной такое?
Муж испугался. Ее лицо было в поту, а глаза лихорадочно блестели.
- Успокойся. Я позову врача.
Мари охватила невыносимая паника. Слова сохраняли смысл, но все остальное
- этот кинозал, погруженный во мрак, зрители, сидящие локоть к локтю
и словно загипнотизированные светящимся экраном, - все обрело какой-то
зловещий подтекст. Она была уверена, что жива, могла даже потрогать
жизнь, которая ее окружала, словно та была чем-то твердым. Никогда ранее
с ней подобного не происходило.
- Не бросай меня здесь одну. Я сейчас встану, я выйду вместе с тобой.
Только иди помедленней.
Поднявшись с кресел, они стали пробираться в конец ряда, к выходу. Теперь
сердце Мари колотилось так, что, казалось, готово было выскочить из
груди, и она не сомневалась, что вот сейчас, вот здесь, в этом зале,
и закончится ее жизнь. Все ее движения и жесты, все, что бы она ни делала,
едва передвигала ноги, бормотала "разрешите", "извините",
судорожно цепляясь за руку мужа и хватая ртом воздух, - все это казалось
чем-то механическим и ужасало.
Ни разу в жизни она не испытывала такого страха. Вот здесь я и умру,
прямо в зале.
В голове стучала одна-единственная мысль - жуткая догадка: много лет
назад одна из ее знакомых умерла в кинотеатре от инсульта.
Мозговая аневризма подобна бомбе замедленного действия. Происходит небольшое
расширение кровеносных сосудов, напоминающее образование воздушных полостей
в износившихся автопокрышках; с этим человек может жить долгие годы,
и никто не подозревает ни о какой аневризме, пока она вдруг сама не
обнаружится, например, при рентгеноскопии мозга или во время самого
разрыва. Тогда все заливается кровью, человек сразу же входит в кому
и обычно вскоре умирает.
Пока Мари, как сомнамбула, двигалась к выходу, из головы не выходила
мысль о покойной подруге. При этом наиболее странным было то, как нынешний
приступ подействовал на восприятие: казалось. Мари перенеслась на другую
планету и словно впервые видела привычные вещи.
И - необъяснимый, невыносимый страх, паника оттого, что ты одна на чужой
планете. Смерть.
Нужно немедленно взять себя в руки. Убедить себя, просто сделать вид,
что все в порядке, и все будет в порядке.
Она героическим усилием воли попыталась успокоиться, как будто ничего
не произошло, и чувство заброшенности в пугающе чуждый мир, кажется,
начало отступать. Эти несколько минут были самыми страшными минутами
в ее жизни.
Однако когда они выбрались в залитое светом фойе, паника вернулась.
Краски были слишком яркими, уличный шум, казалось, раздирал уши, все
представлялось совершенно нереальным. Мари механически отметила одну
странную особенность: поле зрения сузилось до области вокруг болезненно-резкого
фокуса в его центре, а все остальное словно утонуло в тумане.
Она знала: все, что она видит вокруг себя, - не более чем зрительный
фантом - сама условность, сама иллюзия, созданная внутри ее мозга электрическими
сигналами посредством световых импульсов, проходящих сквозь два стеклянистых
тела, которые почему-то называются "глаза".
Нет. Никак нельзя об этом думать. Если дать себя увлечь таким мыслям,
можно просто сойти с ума.
К этому моменту страх перед возможной аневризмой уже прошел. Мари все-таки
выбралась из кинозала живой, тогда как подруга даже не успела двинуться
с кресла.
- Я вызову скорую, - сказал муж, с тревогой вглядываясь в мертвенно-бледное
лицо и обескровленные губы жены.
- Лучше такси, - попросила она, вслушиваясь как бы со стороны в произносимые
ею звуки и ощущая каждую вибрацию голосовых связок.
Попасть в больницу означало бы признать, что дела ее действительно плохи,
а Мари была исполнена решимости до последней минуты бороться за то,
чтобы все вернулось к норме.
Они вышли на улицу. На морозном воздухе она понемногу стала приходить
в себя, однако необъяснимый, панический страх остался. Пока муж, охваченный
тревогой, лихорадочно ловил такси, она опустилась на бровку, стараясь
не смотреть вокруг, потому что и проходящий автобус, и затеявшие игру
мальчишки, и музыка, доносившаяся из расположенного неподалеку парка
аттракционов, - все это казалось совершенно ирреальным, пугающим, кошмарным,
чужим.
Наконец появилось такси.
- В больницу, - сказал муж, помогая жене сесть в машину.
- Нет, ради Бога, домой, - взмолилась Мари. Ее страшила сама мысль вновь
оказаться неизвестно где, в совершенно незнакомом месте, ей отчаянно
хотелось чего-нибудь привычного, родного. Пока машина мчалась в сторону
дома, тахикардия пошла на убыль, а температура, похоже, начала возвращаться
к норме.
- Мне уже лучше, - сказала она мужу. - Просто, наверное, что-то не то
съела.
Когда добрались домой, мир снова стал таким, каким
она его знала с детства. Мари увидела, что муж взялся за телефон и спросила,
куда это он собирается звонить.
- Я собираюсь вызвать врача.
- Не нужно. Посмотри на меня, видишь - все уже в порядке.
У нее вновь был нормальный цвет лица, сердце билось как прежде, а от
недавнего страха не осталось и следа.
Всю ночь Мари металась в тревожном сне и проснулась в уверенности, что
в кофе, который они пили перед киносеансом, кто-то подмешал наркотик.
Все это, похоже, просто чья-то глупая и жестокая шутка, и она вознамерилась
под конец рабочего дня связаться с полицией и с нею наведаться в тот
бар, чтобы попытаться найти виновника.
На службе Мари разобрала несколько незавершенных дел, пытаясь с головой
окунуться в работу - в ней еще оставались отголоски недавнего страха,
так что нужно было доказать самой, что вчерашнее больше не повторится.
С одним из коллег она начала обсуждать фильм о Сальвадоре и мимоходом
упомянула, что ей уже надоело целыми днями заниматься одним и тем же.
- Наверное, пора мне на пенсию.
- Вы у нас одна из лучших сотрудниц, - сказал коллега. - А юриспруденция
- из тех редких профессий, где возраст всегда только плюс. Отчего бы
вам не взять длительный отпуск? Я уверен, что вы вернетесь совсем другим
человеком.
- Я вообще хочу начать новую жизнь. Пережить настоящую опасность, помогать
другим, делать то, чего до сих пор никогда не делала.
На этом разговор закончился. Она вышла на площадь, пообедала в более
дорогом, чем обычно, ресторане и вернулась в контору пораньше.
Именно этот момент и стал началом ее отчужденности.
Остальные сотрудники еще не пришли с обеда, и Мари воспользовалась этим,
чтобы пересмотреть дело, до сих пор лежавшее у нее на столе. Она открыла
ящик, чтобы достать авторучку, которая всегда лежала на одном и том
же месте, но никакой авторучки не обнаружила. Мгновенно пронеслась мысль,
что с ней в самом деле происходит что-то странное, раз она не положила
ручку на привычное место.
Этого было достаточно, чтобы сердце вновь бешено заколотилось, и тотчас
вернулся весь ужас вчерашнего вечера.
Мари оцепенела. В лучах солнца, проникавших сквозь жалюзи, все приобрело
вдруг совершенно иные цвета - более яркие, более резкие, и при этом
саму ее захлестнуло чувство, что в следующую же минуту она умрет. Все
было совершенно чуждым - и что вообще она делает за этим столом?
Господи, если Ты есть, пожалуйста, помоги мне.
Все тело словно окатило холодным потом: ее захлестнула волна страха,
который невозможно было контролировать. Если бы в этот момент сюда кто-нибудь
вошел и увидел ее взгляд, полный ужаса, она бы пропала.
Холод!
Именно холод на улице привел ее вчера в чувство, но как выбраться на
улицу? Она вновь с болезненной отчетливостью воспринимала любую мелочь
происходящего с ней - ритм дыхания (временами у нее было ощущение, что,
если бы она осознанно не делала вдохов и выдохов, организм не смог бы
делать этого самостоятельно), движения головы (образы перемещались с
места на место, словно при движении телекамеры), а сердце колотилось
все сильнее, и тело утопало в липком холодном поту.
И - страх. Ничем не объяснимый гигантский страх что-либо сделать, ступить
хоть шаг, выбраться из этой комнаты.
Это пройдет.
Вчера ведь прошло. Но сейчас, когда она на работе, кто знает - пройдет
ли? Мари посмотрела на часы - они тоже вдруг предстали как нелепый механизм
с двумя стрелками, вращающимися вокруг одной оси, указывая меру времени,
и никто никогда бы не смог объяснить, почему делений на циферблате должно
быть двенадцать, а не обычных десять, как и на любой другой шкале, установленной
человеком.
Только не думать о таких вещах. Не то я тотчас сойду с ума.
Сойти с ума. Вот как, наверное, всего точней называется то, что с ней
сейчас происходит. Собрав всю свою волю. Мари встала и пошла в туалет.
К счастью, коридор был пуст, и она добралась до цели за минуту, которая
показалась ей вечностью. Над раковиной она умылась холодной водой, и
ощущение заброшенности в совершенно незнакомый и враждебный мир прошло,
но страх остался.
Это пройдет, - уговаривала она себя. - Вчера ведь прошло.
Мари помнила, что вчера все длилось минут тридцать. Она заперлась в
одной из кабинок и, сев на крышку унитаза, прижала голову к коленям.
В этой позе зародыша стук сердца стал невыносимым, и она тут же выпрямилась.
Это пройдет.
Она оставалась там, все более чужая самой себе, словно загипнотизированная
той безвыходной западней, в которую угодила. Она вслушивалась в происходящее
за дверцей кабинки - шаги людей, входящих в туалет и выходящих из него,
звуки открываемых и закрываемых кранов, бессмысленные разговоры на банальные
темы. Неоднократно кто-то дергал дверцу, но Мари что-то бормотала и
дверь оставляли в покое. Особенно грозным и зловещим был шум водослива
- казалось, он вот-вот развалит здание, увлекая всех в преисподнюю.
Но все-таки страх понемногу проходил, и сердцебиение возвращалось к
нормальному ритму. Хорошо еще, что ее секретарша не отличалась внимательностью
и вряд ли придала какое-либо значение отсутствию начальницы, иначе за
дверцей уже собрались бы все коллеги, допытываясь у Мари, что с ней
такое.
Почувствовав, что она вновь в состоянии себя контролировать, Мари выбралась
из кабинки, долго умывалась, потом вернулась наконец в офис.
- У вас, кажется, всю тушь смыло, - заметила одна из стажерок. - Дать
вам мою косметичку?
Мари даже не удостоила ее ответом. Войдя к себе в кабинет, она взяла
сумку и сказала секретарше, что уходит домой.
- Но ведь назначено столько встреч! - запротестовала секретарша.
- Здесь не вы даете указания; вы их получаете. Вот и сделайте так, как
я говорю: отмените встречи.
Секретарша проводила удивленным взглядом начальницу, от которой за все
три года работы не слышала ни одного резкого слова. Наверное, в самом
деле какие-то серьезные неприятности: может, ей сообщили, что как раз
сейчас муж дома с любовницей, вот она и торопится его застукать?
Она хороший адвокат и знает, что делает, - сказала себе секретарша.
Скорее всего, уже завтра начальница попросит у нее прощения.
Но "завтра" не наступило. В ту ночь Мари
долго говорила с мужем и описала ему все симптомы того, что с ней происходит.
Вдвоем они пришли к выводу, что учащенное сердцебиение, холодный пот,
отчужденность, беспомощность и потеря самоконтроля - все это можно назвать
одним словом: страх.
С помощью мужа Мари попыталась проанализировать ситуацию. Про себя он
подумал - а вдруг это рак мозга, - но ничего не сказал. Мари, в свою
очередь, все больше укреплялась в подозрении, что случившееся с ней
- лишь начало чего-то в самом деле ужасного, и тоже промолчала. По здравом
размышлении, как и подобает умным и зрелым людям, они попытались прийти
в разговоре к какому-то общему знаменателю.
- Наверное, тебе стоит пройти обследование.
Мари согласилась, но при одном условии: никто ничего не должен знать,
даже их дети.
На следующий день она попросила у себя в адвокатской конторе 30-дневный
отпуск за свой счет. Муж хотел отвезти ее в Австрию, где имеются лучшие
специалисты по болезням мозга, но Мари отказывалась выходить из дома
теперь приступы были все чаще и все более продолжительными.
С большим трудом - главным образом при помощи успокоительных - они добрались
до ближайшей больницы, где Мари прошла всестороннее обследование. У
нее не нашли никакой патологии, включая и аневризму, и это принесло
хоть какое-то успокоение.
Но сами приступы беспричинной и неодолимой паники никуда не исчезли.
Муж ходил за покупками и готовил, а Мари ограничилась ежедневной обязательной
уборкой, чтобы хоть как-то отвлечься. Она принялась читать подряд все,
какие только могла найти, книги по психиатрии, но вскоре их забросила:
ей казалось, что любая из описанных там болезней есть и у нее.
Самым ужасным было то, что приступы теперь стали привычными, но все
равно она чувствовала все тот же страх перед той совершенно чуждой реальностью,
в которую снова и снова попадала во время очередного приступа, все ту
же неспособность контролировать себя. К этому прибавились угрызения
совести - ведь мужу теперь приходилось работать за двоих, взяв на себя
почти все домашние обязанности.
Тянулись дни, а ее состояние никак не улучшалось, и Мари начала чувствовать
- и все чаще проявлять - крайнее раздражение. Достаточно было малейшего
повода, чтобы она вышла из себя и заорала на мужа или на первого, кто
под руку попадет, после чего неизменно начинались истерические рыдания.
Через несколько дней после того, как закончился отпуск,
а Мари так и не вышла на работу, к ним домой явился один из ее сотрудников.
Он звонил ежедневно, беспокоясь о ее здоровье, но Мари не поднимала
трубку или просила мужа сказать, будто сейчас занята. В тот день он
просто пришел и звонил в дверь до тех пор, пока она не открыла.
То утро выдалось сравнительно спокойным. Мари приготовила чай, они поговорили
немного о работе, и затем он спросил, когда же она собирается вернуться
в контору.
- Никогда.
Он вспомнил разговор о Сальвадоре.
- Ну что ж: конечно, вы вольны поступать по собственному усмотрению,
сказал он примирительным тоном, - хотя мне кажется, что именно работа
в данном случае лучше всякой психотерапии. Поезжайте, повидайте мир,
будьте полезной там, где в вас нуждаются, - но помните, что двери конторы
для вас всегда открыты, можете вернуться, когда пожелаете.
Услышав это. Мари расплакалась, - теперь это с ней случалось на каждом
шагу.
Коллега подождал, пока она успокоится. Опытный адвокат, он ни о чем
не спрашивал, зная, что иной раз легче добиться ответа молчанием, чем
задавая вопросы.
Так и случилось. Мари рассказала обо всем, что с ней происходило, начиная
с посещения кинотеатра и до недавних истерических припадков при муже,
который так ее поддерживал.
- Я сошла с ума, - сказала она.
- Это возможно, - ответил он с видом знатока, но с нежностью в голосе.
- В таком случае у вас два выбора: лечиться или продолжать болеть.
- То, что я переживаю, неизлечимо. Я остаюсь в совершенно здравом уме,
а напряженность чувствую оттого, что такая ситуация сохраняется уже
давно. Но у меня нет таких обычных симптомов безумия, как потеря чувства
реальности, безразличие или неуправляемая агрессивность. Только страх.
- Все сумасшедшие говорят, что они нормальны.
Оба рассмеялись, и она вновь налила чаю. Они говорили о погоде, об успехах
словенской независимости, о напряженности, возникшей теперь между Хорватией
и Югославией. Мари целыми днями смотрела телевизор и была хорошо обо
всем информирована.
Прежде чем попрощаться, коллега снова затронул эту тему.
- Недавно в городе открыли санаторий, - сказал он. - Иностранный капитал,
первоклассное лечение.
- Лечение чего?
- Неуравновешенности, скажем так. Ведь чрезмерный страх, как и все чрезмерное,
- это неуравновешенность.
Мари пообещала подумать, но так и не приняла никакого решения по этому
вопросу. Прошел еще месяц. Приступы паники повторялись, и она наконец
поняла, что рушится не только ее личная жизнь, но и ее семья. Она снова
попросила какое-то успокоительное и решилась выйти из дому - во второй
раз за шестьдесят дней.
Она поймала такси и поехала к "новому санаторию". По дороге
таксист спросил, едет ли она кого-нибудь навестить.
- Говорят, что там очень удобно, но еще говорят, что сумасшедшие буйные
и что лечение включает применение электрошока.
- Мне нужно кое-кого навестить, - ответила Мари.
Одной лишь часовой беседы было достаточно, чтобы прекратились длившиеся
два месяца страдания Мари. Руководитель заведения - высокий мужчина
с крашеными темными волосами, который отзывался на имя "доктор
Игорь", объяснил, что речь идет всего лишь о заболевании Паническим
Синдромом, болезнью, недавно вошедшей в анналы мировой психиатрии.
- Это не означает, что болезнь новая, - пояснил он, стараясь быть правильно
понятым. - Бывает, что страдающие ею люди скрывают ее из опасения, что
их примут за сумасшедших. Тогда как это - всего лишь нарушение химического
равновесия в организме, как в случае депрессии.
Доктор Игорь написал рецепт и предложил ей возвращаться домой.
- Я не хочу сейчас возвращаться, - ответила Мари. - Даже при том, что
вы мне сказали, я буду бояться выйти на улицу. Моя супружеская жизнь
превратилась в ад, мне нужно, чтобы мой муж тоже пришел в себя после
того, как ухаживал за мной эти месяцы.
Как всегда происходило в подобных случаях, учитывая, что акционерам
хотелось, чтобы лечебница работала на полную мощность, доктор Игорь
согласился на госпитализацию, дав, однако, ясно понять, что необходимости
в ней нет.
Мари получила надлежащее лечение, психологическую поддержку, и симптомы
стали слабеть, а потом и совсем прошли.
обсудить
Книги Пауло Коэльо:
Алхимик
о цели жизни и своем неповторимом пути
Вероника
решает умереть о внутренней свободе
Дьявол
и сеньорита Прим. о смысле искушений
Книга
война света заповеди Война
Пятая
гора о значении бед и испытаний