Фрагмент книги "психотерапевтическое лечение фобических
состоянии и посттравматического стресса" МАРЕНГО ПРИНТ, Москва,
2000г.
Прежде всего, необходимо ввести классификацию немотивированных страхов
или фобий, о которых говорилось в предыдущей главе. Существуют фобические
страхи, являющиеся результатом долгого обучения, прежде всего в семье,
и фобии, которые являются результатом очень интенсивной травмирующей
ситуации.
В первом случае объяснительными гипотезами будут следующие:
С самого раннего детства в воспитании пациента насаждалась неуверенность
в собственной способности решения обычных жизненных проблем, что может
быть достигнуто применением некоторых алгоритмов воспитания.
С самого раннего детства ограничивалась способность пациента принимать
самостоятельные решения, решения принимались взрослыми или старшими
братьями (сестрами), максимально ограничивая возможность развития собственной
способности принятия решений.
Манипулирование поведением будущего пациента с использованием, прежде
всего, преувеличенного чувства долга и вины.
Максимальное ограничение социальных контактов вне семьи, формирование
общей реакции недоверия по отношению к "чужим", к "другим".
Будущий пациент не восстает и не бежит из семейной "психологической
тюрьмы". К этому моменту, у субъекта формируется общая установка
жертвы, и он чувствует себя загнанным, беспомощным "зверьком"
(можно назвать этот феномен "установкой зайца")
Сумма всех элементов с 1 по 5 приводит к появлению известного "плавающего
страха", уже описанного в качестве клинического феномена Фрейдом
, и который выражается тревожностью, переходящей в состояние депрессии,
если тревожность очень сильная и длительная.
В какой-то момент имеет место особо напряженная ситуация или отрезок
времени, в течение которых "плавающие страхи" связываются
со случайными предметами или группой предметов (объективируются), и
к ним пациент начинает испытывать сильный страх, который может даже
доходить до проявлений паники.
При панических проявлениях, имеет место реакция страха индивидуума
на собственные физиологические изменения в системах организма (в том
числе и в нервной системе), которые в свою очередь были вызваны тоже
страхом. Таким образом, получается некий порочный круг возбуждения,
приводящий к "паническому климаксу".
Если случается то, что описано в пункте 7, пациент начинает фиксировать
фобические симптомы и ассимилировать их по отношению к своей жизненной
глобальной ситуации. Тогда и появляются известные феномены "вторичного
выигрыша" и "бегства в болезнь", и развивается невротический
сценарий, все более затрудняющий способность работать, любить, общаться
и испытывать чувство счастья и комфорта. Если не случается того, что
описано в пункте 7, может не развиться фобическая болезнь как таковая,
но может сформироваться пассивно-зависимая личность с большой долей
тревожности и некоторыми проявлениями фобии, не преобладающими в клинической
картине.
Если в какой-то определенный момент (позднейшая возможность - в отрочестве)
пациент восстает и бежит от родственного присмотра, перед его личностью
открываются другие возможности развития, как нормального, так и патологического.
Такая сумма гипотез может быть названа "теорией генезиса фобического
невроза", или в менее претенциозной форме - ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЕЙ
ФОБИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ.
Когда речь идет о фобических симптомах, появившихся в результате посттравматического
стресса, группа гипотез будет иной:
Данный субъект проявляет элементы высокой подверженности травматическим
ситуациям (отсутствие групп поддержки, неадекватность уровня реализации
и уровня притязаний, недостаточный контроль над будущим, или, по крайней
мере, чувство того, что он не может гарантировать себе хоть сколько-нибудь
успешное будущее, алекситимия, неудовлетворенность собственной жизнью
и тому подобное).
Происходит какое-то сильное травмирующее событие общего характера
(например, военные действия, естественные или техногенные катастрофы),
которые создают массовые всплески фобии у жертв, подверженных такого
рода заболеваниям. Травматическое событие может быть и частного характера,
когда какой-то человек становится жертвой насилия (нападения, агрессии
или изнасилования).
Сочетание гипотез 1 и 2 создает посттавматический стресс, который
всегда сопровождается напряженностью, а в случаях большой подверженности
и сильной травмы (по крайней мере, когда случившееся переживается субъектом
как что-то ужасное) развиваются фобические симптомы. Чаще всего данные
симптомы не превращаются в элементы жизненной ситуации субъекта и не
приводят к развитию невротического фобического сценария с последующими
вторичными выигрышами и тому подобным.
Обе теории можно привести к блочным диаграммам, из тех, которые обычно
используются при анализе систем. Конечно, существует общий момент в
обеих фобических схемах: субъект начинает чувствовать себя бессильным
перед страшным МИРОМ, развивает общий страх, который в определенные
моменты объективируется и конкретизируется каким-то частным образом.
Но, помимо этой общей черты, которую не следует отбрасывать, естественная
история, клинические особенности и прогноз будут в обоих случаях разными,
и потому превентивные меры (первичные, вторичные и третичные) так же,
как для особых больных психотерапия, будут разными.
В некоторых случаях развития фобической болезни может случиться, что
пункт 7 (особо напряженный период, который провоцирует появление фобических
симптомов на основе "плавающего страха", воспитанного с детства)
будет заключаться в том, что данный субъект станет жертвой катастрофы
или какого-то насилия. В таком случае речь идет об обычном фобическом
больном, а катастрофа или насилие просто играют роль "ускоряющего
агента" в человеке, сильно подверженном страху.
обсудить